Главная » Новости » Факторинг для экспедиторов: это возможно? >>

Факторинг для экспедиторов: это возможно?


Оказывается, действительно для экспедиторов вполне возможен факторинг. Причем сейчас он приобретает все большую популярность и понятно почему. Это относительно новая форма отношений в сфере экспедиторской деятельности, которая предусматривает приобретение у поставщиков услуг платежных требований к должникам с определенной скидкой и с последующим взысканием этих требований с должников.

Текст: Вячеслав ГЕРАСИМОВ, Владимир ЧЕРНЯКОВ

НОВАЯ ФОРМА ОТНОШЕНИЙ

Многие помнят, что в советский период любое предприятие, отгружающее свою продукцию потребителю, почти автоматически получало кредит в своем банке под «товары в пути». Впоследствии эта система исчезла. И производители товаров столкнулись с проблемой, поскольку очевиден разрыв во времени между отгрузкой товарной продукции и получением соответствующих платежей. В то же время получение кредита в банке обусловлено непростой процедурой и требует времени, что неблагоприятно воздействует на процесс производства.

Поэтому экспедиторские компании оказывают положительное влияние на решение такой проблемы, часто предоставляя отсрочку по платежам за транспорт. Но ввиду того, что экспедиторские компании, как правило, небольшие и не обладающие значительным объемом свободных средств, они не могут кардинально изменить ситуацию к лучшему. Это связано с тем, что доступ экспедиторов к банковским ресурсам при существующих условиях кредитования и особенно при необходимости залога не позволяет им, в свою очередь, расширять операции по кредитованию перевозок.

Такая ситуация характерна для любой экономики. Поэтому и появился факторинг.

РИСКИ И РАСЧЕТЫ

В сущности, эта форма отношений представляет собой упрощенную систему кредитования, где в качестве обеспечения кредита служит дебиторская задолженность. Поскольку работа с дебиторской задолженностью требует особенного внимания и кропотливости со стороны банковских работников, а риски, по мнению ЦБ, возрастают, то банки, решив все же заняться факторингом, обычно выводят такие формы отношений за стены банка и учреждают свои факторинговые компании, находящиеся под их полным контролем. Особые же риски для банков факторинг представляет из-за отсутствия обычного залога, когда требуются дополнительные резервы, при этом НДС увеличивается, а процедура его возврата кажется туманной.

Предварительные расчеты показывают, что в большинстве случаев экспедиторам требуется факторинговое кредитование в среднем на два месяца. Исходя из современного состояния финансового рынка в стране, можно принять ставку 0,05% в день как расчетную. Тогда ставка кредитования 3% за два месяца не представляется слишком обременительной, поскольку сравнима со средней экспедиторской комиссией.

Следует также иметь в виду, что по организации работы экспедиторы сильно отличаются друг от друга. Это похоже на рынок туристических услуг, где есть компании-операторы, то есть покупающие заранее места в гостиницах и самолетах, а есть агенты, которые только продают соответствующие условия. Похожая ситуация существует и в экспедировании. Кто-то, например, имеет договор с РЖД, фактически авансируя перевозки, а другие продают полученные условия грузоотправителям.

Конечно же, банк или факторинговая компания отдадут предпочтение прежде всего тем экспедиторам, которые напрямую связаны обязательствами с перевозчиком и грузоотправителем, поскольку их дебиторская задолженность, в свою очередь, достаточно обоснованна.

Безусловно, все зависит от каждого конкретного случая, но общие правила примерно таковы.

Основные вопросы

Что же потребуется экспедитору, чтобы воспользоваться услугами факторинга помимо того, что было сказано выше? Прежде всего – четкая работа собственной бухгалтерии. А именно, правильное выставление счетов грузоотправителям. Здесь важно не только, в каком виде выставляется счет, но и как он поступает плательщику. Не секрет, что многие используют для связи Интернет, обычную почту и тому подобное, что на банковском языке называется «открытый счет». То есть подразумевает полное доверие к плательщику, когда счета направляются напрямую, без участия банка или какой-либо его структуры. К чему это нередко приводит, знают многие. В нашем же случае счета должны передаваться плательщику либо через банк-учредитель, либо через саму факторинговую компанию.

Что же может служить подтверждением дебиторской задолженности? Это – кредит-нота, которая, кстати, часто используется в расчетах зарубежных экспедиторов. Может появиться вопрос: выставляя счет грузоотправителю, закладывает ли экспедитор свою собственную комиссию и как он ее получит, если платеж будет произведен в пользу факторинговой компании? Ответ прост: после получения платежа эта компания вернет экспедитору его заработок.

Есть и другие вопросы. Их много, поскольку дело относительно новое и требует определенного времени на отлаживание всех механизмов взаимодействия. Но мы уверены в том, что дело того стоит. И будем благодарны всем заинтересованным лицам за предложения и замечания по этой информации.

Морские вести России 16.04.2012