Главная » Почему на рынке госзаказа снижается конкуренция. Статьи и пресса >>

Почему на рынке госзаказа снижается конкуренция.
Статьи и пресса

Сегодня большая часть расходных обязательств по реализации важнейших приоритетов в сфере здравоохранения, модернизации социальной сферы, развития жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации дорожного фонда передана на региональный и муниципальный уровни.

В то же время существующая практика несвоевременного финансирования тех или иных проектов в государственном секторе зачастую является причиной ненадлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов и в целом отражается на эффективности работы региональных властей. Обычно все происходит по двум сценариям: либо «когда наступает оптимальное время закупать, нет средств в бюджете» или «когда есть средства в бюджете, закупка неэффективна и нецелесообразна». Сроки гарантированных бюджетных платежей поставщикам и подрядчикам составляют несколько месяцев – на это время предприниматели вынуждены фактически кредитовать государство и замораживать свои оборотные средства. Все это, в конечном счете, приводит к срыву сроков предоставления государственных услуг населению, снижению уровня конкуренции и повышению цен на этапе конкурсного отбора.

В Костроме на майском выездном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассматривался в качестве варианта финансирования обязательств региональных и муниципальных бюджетов факторинг для госсектора. По сути, факторинг – это механизм привлечения денежных средств под уступку денежного требования, экономическая цель которого – предотвращение кассовых разрывов у исполнителя по причине просрочек платежей и создание финансовых условий для качественного и своевременного исполнения им обязательств по госконтрактам. Наряду с решением практических вопросов, связанных с несвоевременным финансированием обязательств органов исполнительной власти, применение факторингового финансирования может поспособствовать повышению качества планирования расходов бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Дело в том, что такой способ финансирования позволяет вести дополнительный контроль исполнения бюджета и повышает прозрачность процедур в системе госзаказа благодаря третьей стороне по исполняемому контракту, способствует снижению кредитной нагрузки региона, экономии бюджета за счет расширения возможностей выбора конкурентных предложений по критерию «цена-качество», развитию предпринимательского климата, стимулированию развития малого и среднего бизнеса, в том числе российских предпринимателей за счет создания равных условий доступа к участию в системе государственного заказа. К примеру, в Англии на долю факторинговых операций приходится 16% ВВП. Совокупный объем рынка факторинга в России на конец 2012 года составил около 1,5 трлн. руб., что обеспечивает порядка 2,6% ВВП.

Минэкономразвития в 2012 году оценило емкость госзаказа в 8 трлн. рублей, объем закупок естественных монополий и компаний с государственным контролем – 7 трлн. рублей. Для сравнения, объем рынка факторинга по итогам прошлого года достиг 1,4 трлн. рублей, доля госзакупок в нем измеряется сотыми долями процента. По оценкам АФК к 2018 году оборот данного рынка в целом может вырасти до 10 трлн. руб.

Для региона и муниципалитета возможность совершать закупки в момент потребности, а не в момент наличия бюджетного финансирования, особенно важно при реализации финансовоемких проектов.

Многие компании отказываются от работы с государственным заказом именно по причине доступа к кредитованию, поэтому конкуренция на рынке госзаказа снижается и государство покупает товары и услуги по завышенным ценам. Заказчик в лице государства – это с одной стороны желанный клиент для любого бизнеса, но с другой - это целый комплекс проблем: обязательная отсрочка платежа наряду со строгими условиями исполнения обязательств. Для надлежащего исполнения государственного контракта поставщик в 9 из 10-ти случаев вынужден привлекать стороннее финансирование на период, пока заказчик не рассчитался по договору. Зачастую стоимость привлечения кредитных ресурсов велика и эта величина закладывается в стоимость продукции. Тем самым бюджет того или иного уровня оплачивает кредитование поставщика по ставке выше рыночной.

Факторинг может помочь повышению эффективности организации и исполнения госзаказа. Но до настоящего времени в области государственного и муниципального бюджетного процесса применение факторинга остается экспериментальной инновационной мерой. Участники рынка готовы оказывать поддержку поставщикам и подрядчикам государства и муниципалитетов, но для этого необходимо создание понятных и прозрачных механизмов взаимодействия, внесение изменений и уточнений в существующее законодательство.

Источник: Финам 09.07.2013