Главная » Проданные долги >>

Проданные долги
Активнее всего услугой факторинга пользуются торговые сети
Мария ЛИГОВСКАЯ



За 2012 год рынок факторинга (от английского factoring – торгово-комиссионная услуга для производителей и поставщиков, способ кредитования оборотного капитала) в России вырос более чем в полтора раза. По экспертной оценке, его объем на данный момент составляет 1 трлн 200 млрд рублей. При этом, по мнению участников рынка, факторинговых компаний и банков, предлагающих аналогичные услуги, в Петербурге существенно больше,чем по России в целом. Это связано с тем, что в нашем городе представлены практически все крупнейшие федеральные и региональные сетевые ритейлеры и по-прежнему работает большое количество крупных производственных компаний.


Основные пользователи факторинговых услуг – предприятия малого и среднего бизнеса пищевой промышленности, производители упаковки и тары, парфюмерии и косметики, товаров для отдыха, а также логистические компании. Реже к факторингу обращаются предприятия строительной отрасли, производители горюче-смазочных материалов и алкоголя. Объясняется это либо законодательными ограничениями – как в случае с алкогольной отраслью, либо кредитной политикой самих факторинговых операторов (их называют еще факторами), которые не очень любят работать со строителями.
«Петербургский рынок по объемам занимает второе место после Москвы, и в силу высокой конкуренции цены на услуги факторинга находятся под постоянным давлением. Конкуренция вынуждает факторов предлагать новые продукты и повышать уровень сервиса. Все это, безусловно, выгодно клиентам, – говорит Денис Бавер, зам. генерального директора факторинговой компании «Санкт-Петербург». – Хотя основным потребителем факторинговых услуг по-прежнему остается ритейл, с ростом рынка факторинга увеличивается доля других отраслей, а доля ритейла постепенно снижается».

По мнению специалистов, такой банковский продукт, как краткосрочный кредит в форме овердрафта, хотя и позволяет предпринимателям покрывать кассовые разрывы, все-таки не может соперничать с факторингом. На это есть несколько причин. В частности, размер овердрафта привязан к месячному обороту компании и может составлять лишь от 10 до 40% от оборота. Процентная ставка по овердрафту – 10 – 17% годовых, при этом выдается такой кредит на срок до 2 месяцев.

Затраты компании на факторинговые услуги будут чуть выше: 15 – 20% от суммы долга. Однако банк или другая факторинговая организация берет на себя покрытие валютных, кредитных и ликвидных рисков, а также контроль за дебиторской задолженностью. И для предприятий ряда отраслей эта особенность факторинга стала важным преимуществом.

«Основные условия для клиентов это минимальный объем дебиторской задолженности, сумма которой может составлять несколько десятков тысяч долларов в месяц», – подчеркивает Денис Литвинов, генеральный директор компании «ЕТС».

При выборе между факторингом и овердрафтом эксперты советуют предпринимателям обратить внимание не только на размер процентной ставки, но и на потребности бизнеса. Для компании, которая активно развивается, но при этом имеет неровный график платежей, больше подходит факторинг. А в случаях когда дебиторская задолженность возникает лишь эпизодически и быстро гасится, имеет смысл воспользоваться овердрафтом.

«Кассовый разрыв – один из «симптомов», который можно «вылечить» факторингом, но изначальная цель этого инструмента другая, – говорит Евгений Родионов, коммерческий директор компании «Лайф». – Факторинг создавался как комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В комплекс услуг входит обеспечение финансирования поставок, срок платежа по которым еще не наступил (до 95% от суммы накладной по предъявлении отгрузочных документов), страхование риска несвоевременной оплаты, управление дебиторской задолженностью».

Клиенту также предстоит выбрать между двумя видами факторинга. При первой схеме – факторинге с регрессом – компания производит поставку товара с отсрочкой платежа, а фактор полностью или частично оплачивает эту поставку. Затем покупатель должен будет перевести всю стоимость товара фактору. А последний переводит остаток суммы своему клиенту – за вычетом комиссии за услуги. И если поставку товара или услуги так и не оплатят, фактор потребует от клиента вернуть полученные им средства и заплатить комиссию.

По второй схеме – факторинге без регресса – поставщик не должен возвращать фактору полученные от него деньги, зато он платит более высокую комиссию.

«Подавляющее большинство наших клиентов являются приверженцами факторинга с регрессом. По данным Ассоциации факторинговых компаний за девять месяцев 2012 года, доля регрессного факторинга составляет 61% в общем обороте рынка», – рассказывает Евгений Родионов.

«В 2012 году доля безрегрессного факторинга заметно выросла – почти на 10% по сравнению с 2011 годом. Сейчас он занимает более трети рынка. Этому способствовали высокие темпы прироста на рынке финансовых услуг в целом. Иначе говоря, банки стремились занять максимально возможную долю на рынке, иногда закрывая глаза на риски, связанные с безрегрессным факторингом, – поясняет Денис Литвинов. – Будет ли это продолжаться в 2013 году? Вполне вероятно. В особенности если произойдет правовое упорядочивание рынка. Например, в форме создания саморегулируемых организаций или единой площадки, обязательной для регистрации организаций, использующих факторинг и имеющих дебиторскую задолженность. Таким образом, банки получат открытый доступ к общей базе данных, и доверие к своим потенциальным клиентам у них будет выше. В целом доля безрегрессного факторинга будет увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации в стране, выхода бизнеса из тени и повышения деловой репутации компаний».

В ближайшем будущем участники финансового рынка ожидают ряд изменений в профильном законодательстве. В частности, многие ждут отмены ограничений на использование факторинга при обороте алкогольной продукции, которые были введены в июле 2011 года. «Помимо этого участники рынка давно предлагают изменить главу 43 Гражданского кодекса, чтобы клиент банка мог выбирать из услуг финансирования, учета дебиторской задолженности и управления дебиторской задолженностью какую-то одну, вместо того чтобы покупать все в комплексе, – говорит Виталий Белов, руководитель сервиса Bizkredit. – Если такие изменения произойдут, то появится перспектива структуризации рынка по услугам. В том числе появится принципиальная возможность передавать функцию обслуживания дебиторской задолженности на аутсорсинг банковским учреждениям».


Издательский дом "С.-Петербургские ведомости".

Выпуск № 032 от 20.02.2013