"Банк и Деловой Мир": Итоги 2014 года. Комментарий ФК "Санкт-Петербург".
26.12.2013
По традиции в декабрьском номере мы подводим итоги уходящего года и делаем прогноз на год предстоящий. По восточному календарю это будет год Лошади. Какой нрав проявит российская лошадка? Станет ли коренной в Птице-тройке и вынесет ли отечественную экономику из ямы? Будет ли просто дисциплинированно пахать, согласно правительственным директивам? Или загнанной клячей спотыкаться на всех мыслимых колдобинах?
И название, и идеология нашего журнала – «Банки и деловой мир» - позволяют нам сместить на этот раз акцент с «банков» на «деловой мир». На экономику в целом. Относительно неё уже и с высоких трибун употребляют определения «Стагнация», «спад». Зададимся же извечным русскими вопросами : кто виноват? И что делать? Второй вопрос – главнее. И конструктивнее.
Бавер Денис, заместитель генерального директора Факторинговой компании «Санкт-Петербург»:
Вопрос: Российская экономика в 2013 году не оправдала возлагаемых надежд. Спячка промышленности, ожидаемый дефицит бюджета ( это при весьма комфортных ценах на энергоносители). Почему так произошло? Эхо мирового кризиса? Проколы «генеральной линии»? Саботаж бизнеса? Просьба - не искать «Крайнего», а объективно проанализировать.
Ответ: Основная проблема, как бы банально это ни звучало - отсутствие структурных реформ и неспособность государства избавиться от сырьевой зависимости. В начале 2000-х годов руководство страны сделало выбор в сторону усиления вертикали власти и участия государства в экономике. Этот выбор был не лишён оснований. Проблема в том, что, наслаждаясь высокими ценами на энергоносители и благоприятной конъюнктурой ,государство не смогло провести необходимые реформы и создать основы для развития конкурентоспособности отечественных производителей. Здесь тоже всё довольно логично – очень сложно отказаться от сырьевой зависимости и заняться болезненными реформами: судебной, ЖКХ, естественных монополий и др. После кризиса 2008-2009 годов Россию фактически спасли быстро «отскочившие» цены на энергоносители. Сейчас же экономика «адаптировалась» к высоким ценам, а рост при этом фактически замедлился. На фоне этого капитал практически не задерживается в стране – отток огромен и не уменьшается.
Вопрос: Заметили ли вы на общем несимпатичном фоне обнадеживающие тенденции, перспективные концепции или просто отдельные факты?
Ответ: На глобальном уровне интересно присмотреться к тому, что происходит с Газпромом. Изменяющаяся рыночная конъюнктура (бум сланцевого газа в США и снижение цен) заставляет компанию меняться, хочет она этого или нет. Решение проблем – новые рынки и инвестиции в новые месторождения и инновации. В своей сфере (факторинг) я вижу достаточно поводов для оптимизма. Прежде всего, греет душу тот факт, что факторинг, и ФК «Санкт-Петербург» в частности, не только развивается на фоне общей стагнации, но и помогает малому бизнесу, который является основой благополучия и процветания любого цивилизованного государства. Сегодня мы помогаем тем компаниям, которые столкнулись с жестким диктатом сетей и государственных структур по условиям оплаты. В среде наших клиентов все большее осознание находит тот факт, что необходимо инвестировать в технологии и создавать инновационные продукты.
Вопрос: ваш прогноз развития экономики в 2014 году. Какая стратегия, концепция способна придать ей ускорения?
Ответ: в целом в финансовой сфере жесткого кризиса ликвидности не предвидится, но банки ужесточат условия по кредитованию, особенно для физических лиц. Не исключено зарождение нового витка кризиса в строительной отрасли – покупательная способность населения будет снижаться по сравнению с темпами ввода нового жилья, цены расти не будут, строители могут столкнуться с падением рентабельности. В своей сфере мы ожидаем ухудшения платежной дисциплины контрагентов – этот тренд уже наметился. Мы надеемся, что в 2014 году будут решены на законодательном уровне проблемы, которые сегодня мешают дальнейшему развитию факторинга: реформирование главы 43 Гражданского кодекса в соответствии с мировым опытом, открытие доступа факторинговым компаниям для экспорта и для сектора государственных закупок.
Вопрос: А что будет зависеть от поведения бизнеса? В ситуации затягивания поясов готовы ли вы и ваши коллеги чем-то поступиться - скажем, бонусами, «золотыми парашютами» и прочими излишествами.
Ответ: Главное, как на глобальном, так и на локальном уровне,- меньше потреблять и больше создавать. Это касается как государства и бизнеса, так и топ-менеджеров и рядовых сотрудников. Государству необходимо создавать долгосрочные условия для развития бизнеса (прежде всего – малого), бизнесу необходимы долгосрочные инвестиции. В этой ситуации логично было бы отказаться от бонусов, «парашютов», но кто на это готов – вопрос открытый. В этом смысле интересен пример Испании. Несмотря на громадную безработицу и потерю в 7% ВВП за пять лет, страна медленно, с трудом выходит из двойной рецессии. Заработные платы практически не росли на протяжении четырёх лет, зато сейчас испанские автопроизводители более конкурентны и не испытывают недостатка в заказах, растут розничные продажи, подтягивается кредитование. Бизнес прошёл жесткий отбор, но те, кто выжил, стали более конкурентоспособными, экспорт вырастет на 5% в этом году и в следующем. У России в какой-то степени проблем меньше – нет такого госдолга и такой безработицы. Наши проблемы носят более глубокий структурный характер, они могут быть решены только общими усилиями, как государства, так и бизнеса.
Источник: "Банк и Деловой Мир" 26.12.2013