Из-за дороговизны кредитов и роста просрочки по платежам, в том числе при госзакупках, бизнес настаивает на введении в эту сферу факторинга — возможности переуступки прав требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам. Поправки к закону о контрактной системе и Гражданскому кодексу уже подготовили «Деловая Россия» и «Опора России». Предпринимателям факторинг даст возможность получать оборотные средства, не дожидаясь оплаты от госзаказчика. ЦБ одобрил предложенные изменения, в Минэкономики и Минпромторге принципиальных возражений нет. Госдума может рассмотреть проект уже в весеннюю сессию.
Более 80% компаний сталкивается с проблемой просрочек по платежам, сообщила компания «Coface Россия» по результатам опроса, проведенного во втором полугодии 2016 года среди 300 компаний. Треть опрошенных предпринимателей указала на рост сроков просрочки и намеренную задержку оплаты заказчиками. При этом только треть предприятий использует финансовые инструменты защиты от неплатежей, включая факторинг.
«Факторинг мог бы рассматриваться как инструмент защиты от неплатежей, однако в госсекторе компании его не используют, поскольку закон о госзакупках не позволяет менять поставщика по госконтракту»,— говорит исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. Переуступка денежных требований фактически приравнивается к смене исполнителя контракта — а Гражданский кодекс не позволяет уступать долг по обязательствам договора, заключенного на госторгах. В итоге бизнес лишен доступа к беззалоговому финансированию для выполнения обязательств по контракту.
Как отмечают предприниматели, главная проблема в том, что госкомпании не платят авансов по госконтрактам — это требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для участия в госзакупках. «Задолженность госкомпаний по выполненным контрактам составляет более 25 трлн руб. Если зафакторить хотя бы 10%, бизнес получит 2,5 трлн руб. реальных денег, что даст толчок для его развития»,— отмечает руководитель центра финансово-кредитной поддержки бизнеса «Деловой России» Алексей Порошин. По данным АФК, каждый пятый госконтракт нуждается в допфинансировании на время отсрочки платежа — и это съедает не только маржу, но и оборотные средства исполнителей.
Как стало известно «Ъ», «Деловая Россия», «Опора России» и Ассоциация факторинговых компаний подготовили предложения (есть у «Ъ»), допускающие факторинг в сектор госзакупок. Поправки деловых ассоциаций к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний предлагают разрешить победившему на торгах поставщику передавать денежные права требования третьему лицу (факторинговой компании или банку) и констатируют: уступка дебиторской задолженности по контракту с госучреждением или госкорпорацией не является сменой поставщика. Авторы документа надеются, что поправки в ближайшее время дойдут до Госдумы и депутаты рассмотрят их в весеннюю сессию.
Документы одобрены и Банком России. «В целом поддерживая предложения, мы полагаем важной оговорку, что право передачи требования долга за уже выполненные работы не связано с передачей права исполнения самих работ. Эта функция неотъемлема от компании—победителя тендера»,— отмечает отмечает руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Принципиальных возражений нет и в правительстве: Минэкономики и Минпромторг идею также поддерживают. «Особое значение развитие этого механизма имеет для отраслей с низким уровнем рентабельности, которым сложно использовать оборотное кредитование»,— говорит заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков.
Рынок факторинга в РФ оценивается АФК и МСП-банком в 2016 году в 2 трлн руб., или в 2,3% ВВП. Доля в нем малого и среднего бизнеса составляет около 20% (400 млрд руб.). Средний показатель рынка по Европе — 4%, в странах-лидерах — в разы больше, например, в Великобритании — более 10%. «В силу большой доли госсектора в ВВП России снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте госзаказа позволит рынку минимум удвоиться и достигнуть 4 трлн руб. в перспективе двух лет»,— рассчитывает глава «Промсвязьфакторинга» Александр Карелин. По оценкам АФК, привлечение факторингового финансирования покроет кассовые разрывы для 2,5-4 тыс. исполнителей госконтрактов.
Автор: Дарья Николаева. Источник: КоммерсантЪ