Государственная Дума в пятницу, 14 июля, приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части финансовых сделок). Впервые с 2009 года внесены изменения в главу 43, а также кодифицирована международная терминология факторинга.
Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что работа над поправками к законопроекту велась на протяжении 5 лет.
В первом чтении проект был принят в 2012 году и являлся частью масштабного законопроекта, направленного на развитие и модернизацию Гражданского кодекса, его приближение к соответствующим международным нормам и введению дополнительных способов защиты прав и законных интересов граждан. «Ввиду масштабности изменений, предлагаемых проектом, отдельные его положения в дальнейшем рассматривались Государственной Думой в качестве самостоятельных законопроектов, большинство из которых в настоящее время приняты и действуют», — напомнил Крашенинников.
По его словам, длительная и кропотливая работа над поправками к законопроекту о финансовых сделках сопровождалась многократными обсуждениями с профессиональным сообществом, как в предыдущем созыве Государственной Думы, так и в нынешнем. «Столь тщательный подход обусловлен высокой значимостью и существенным объемом предлагаемых изменений и нововведений. Они касаются положений Гражданского кодекса по договору займа, кредитному договору, договору финансирования под уступку денежного требования, договору банковского вклада, банковского счета, положений о расчетах», — отметил Крашенинников.
[…]
Долгое время законодательно не был прямо урегулирован вопрос о так называемых банковских комиссиях — суммах, которые банки нередко взимают с заемщика помимо процентов. Пользуясь правовой неопределенностью, банки старались такие комиссии брать часто. Теперь будут четко ограничены условия для взимания комиссий: комиссии с граждан-заемщиков могут взиматься только в тех пределах, которые установлены действующим Законом о потребительском кредите (займе); комиссии с предпринимателей могут взиматься только за конкретные отдельные услуги, которые банк оказывает дополнительно своему заемщику.
[…]
Для целей депонирования должником или иным лицом, указанным в законе (депонентом), денежных средств на депозите в случаях, когда такое депонирование предусмотрено законом, вводится конструкция договора публичного депозитного счета. Владельцем счета может быть нотариус, служба судебных приставов, суд и другие, названные в законе органы и лица. На денежные средства, находящиеся на публичном депозитном счете, не может быть обращено взыскание по долгам владельца счета, бенефициара или депонента.
Законом определена принадлежность денежных средств, находящихся на счете эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат владельцу счета (депоненту) до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты — бенефициару. Приостановление операций по счету эскроу, арест или списание денежных средств, находящихся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается.
Совершенно новым для Гражданского кодекса является договор условного депонирования – эскроу. Это нововведение позволит создать востребованный на фондовом рынке, на рынке недвижимости и в других отношениях инструмент для расчета по сделкам. Механизм такого договора предусматривает, что депонент обязуется передать на депонирование эскроу-агенту имущество в целях исполнения обязательства депонента по его передаче другому лицу, в пользу которого осуществляется депонирование (бенефициару). Эскроу-агент, в свою очередь, обязуется обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований. Срок действия договора эскроу не может превышать 5 лет. Объектом депонирования могут быть наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы, а также безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. «Так что теперь, например, приобретая недвижимость, совсем необязательно использовать банковскую ячейку, а можно воспользоваться договором условного депонирования», – отметил Крашенинников.
На имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, не может быть обращено взыскание по долгам эскроу-агента, депонента или бенефициара.
Введение в законодательство договора эскроу позволит использовать цивилизованные способы расчета по сделкам – как по крупным сделкам компаний, так и по обычным сделкам между гражданами. Эскроу-агенты будут гарантировать интересы сторон при сложных расчетах, что, в том числе, позволит снизить криминальные риски, которые обычно возникают при передаче наличных денег.
По словам Крашенинникова, многие нормы принятого закона о финансовых сделках приведены в соответствие с мировыми стандартами – конвенциями и обычаями делового оборота. «Это касается безналичных расчетов, аккредитивов, факторинга и многого другого. Все эти новеллы повысят привлекательность российской юрисдикции», — отметил парламентарий.
Так, положения о факторинге приводятся в соответствие с Конвенцией УНИДРУА о факторинге, к которой Россия присоединилась в 2014 году. В соответствии с изменениями, например, расширяются способы расчетов за права требования, передаваемые финансовому агенту (фактору), который вместо их оплаты сможет предоставить клиенту кредит или оказать услугу.
Положения о расчетах по аккредитиву приведены в соответствие с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 600, 2007 год). Предусматриваются правила о покрытых и непокрытых аккредитивах, подтвержденных аккредитивах, переводных (трансферабельных) аккредитивах, предусматривается солидарная ответственность банка-эмитента и подтверждающего банка, принявших на себя обязательства по аккредитиву.
Упорядочивается правовое регулирование банковских счетов, открытых на условиях использования электронных средств платежа, а также устанавливается дополнительная ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по банковскому счету. «Теперь такие виды банковских услуг будут подробно урегулированы законом, что повысит их надежность», — подчеркнул Крашенинников.
Конкретизируется ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения, прежде всего в виде уплаты процентов. Вводятся новые положения о расчетах поручениями о переводе без открытия банковского счета. Такие расчеты банк производит плательщику-гражданину предоставленными плательщиком денежными средствами на основании его распоряжения.
Предусмотрено, что при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, проверить достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором. Банк-посредник и банк получателя средств отвечают перед плательщиком солидарно. Отвечает вместе с ними солидарно также банк плательщика, если такой банк осуществил выбор банка-посредника, — рассказал Павел Крашенинников.
Положения закона вступят в силу с 1 июня 2018 года. При этом они не будут распространяться на договоры, заключенные до этой даты.
«Нововведения расширят перечень предоставляемых финансовых услуг, сделают их более удобными и прозрачными, а также повысят надежность многих финансовых инструментов», – заявил Крашенинников.
Источник: Фракция ГД РФ «Единая Россия»