48% МСП нуждаются в дополнительном финансировании, причем более половины из них направили бы привлеченные средства на развитие бизнеса и на запуск новых проектов. Такие данные были получены в ходе опроса свыше 5500 компаний из числа МСП, проведённого финансовой компанией IDMSB (входит в IDF Eurasia).
КТО РАЗВИВАЕТСЯ, А КТО-ТО ЗАШИВАЕТСЯ
Более трети МСП, участвовавших в исследовании, отметили, что хотели бы взять деньги на развитие бизнеса и запуск новых проектов. Более 11% опрошенных МСП отметили, что нуждаются в заемных средствах, чтобы погасить или рефинансировать текущую задолженность. Около 6% указали, что им пригодился бы такой финансовый инструмент, как факторинг. Остальные предприниматели отметили, что не нуждаются в заемных средствах и в каких-либо финансовых продуктах для нужд бизнеса.
КАК МСП ПРИВЫКАЛИ К НОВЫМ РЕАЛИЯМ
Исследование показало, что 67% компаний смогли адаптироваться к условиям работы в рамках эпидемиологических ограничений. 20% заявили, что адаптация им не потребовалась, остальные 13% не смогли сформулировать однозначный ответ.
Из мер, которыми пришлось воспользоваться компаниям для того, чтобы выжить в новых реалиях, является оптимизация бюджета на текущие нужды, этот вариант выбрали 44% (из тех, кто отметил, что смог адаптироваться к новым условиям). Речь идет в том числе о рекламных и маркетинговых расходах, тратах на покупку различного оборудования, расходных материалов и пр.
Второй по популярности мерой является расширение сферы деятельности, ее выбрали треть компаний. 22% МСП пришлось перейти в онлайн.
Еще 17% суммарно набрали такие предпринятые шаги, как обслуживание клиентов на дому, наращивание логистического компонента, корректировка ценовой политики, концентрация на ключевых для своего бизнеса направлениях.
СТАТИСТИКА
По состоянию на 10 июля 2020 года в России было зарегистрировано более 6 млн предприятий микро-, малого и среднего бизнеса (ИП и юрлиц) с суммарной среднесписочной численностью работников более 15,2 млн человек. В ТОП-3 федеральных округов по количеству субъектов МСП входят Центральный федеральный округ (32%), Приволжский федеральный округ (18%) и Северо-Западный федеральный округ (12%). За январь–июнь 2020 года были зарегистрированы 134 706 новых субъектов, что на 22% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Логично предположить, что снижение темпов открытия нового бизнеса является в том числе следствием «двойного удара» – пандемии и экономического кризиса», – полагают аналитики финансовой компании IDMSB.
Спрос на факторинг — 6%
1 сентября 2020